ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МОБУ СОШ № 16

пр. № 1 от 30.08. 2018.

УТВЕРЖДЕНО

 Приказом директора

МОБУ СОШ № 16

Пр. № 02/137 от 01.09.2018 

 

                                                                   

ПОЛОЖЕНИЕ о духовно-нравственном  воспитании учащихся в МОБУ СОШ № 16

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение,  регламентирующее осуществление духовно-нравственного обучающихся в МОБУ СОШ №16,  разработано в соответствии с:

  • Конституцией РФ;
  • Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития и воспитания в РФ в период до 2025 года»;
    • Понятие «Духовно-нравственное воспитание» рассматривается В Концепции как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом в процессе социализации.

 

  1. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

2.1. Цель духовно-нравственного воспитания в МОБУ СОШ №16 – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

2.2.  Задачи духовно-нравственного воспитания:

- заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям России;

-создать единое воспитательное пространство воспитания и общения в школе и семье.

- повышение педагогической культуры родителей.

- изучение, обобщение и распространение накопленного опыта в области духовно-нравственного воспитания.

- совершенствование организации образовательного процесса.

- анализ достижений  в сфере духовно-нравственного воспитания детей для прогнозирования перспектив развития, своевременная корректировка реализации образовательных программ.

 

  1. Содержание духовно-нравственного воспитания

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей, каждая из которых превращается в воспитательную задачу. Для её решения учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • истории России, российских народов, своей семьи, рода;
  • жизненного опыта своих родителей, предков;
  • традиционных российских религий;
  • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • учебных дисциплин;
  • других источников информации и научного знания.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

  1. Организация и механизмы реализации духовно-нравственного воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.);
  • социальной востребованности воспитания.

В соответствии с системой базовых ценностей разработана Программа духовно – нравственного воспитания и развития  учащихся начальной школы «Планета друзей», которая интегрирует в своем содержании и реализуется через:

  • рабочую программу модуля « Светская этика» комплексного курса ОРКСЭ;
  • рабочую программу внеурочной деятельности «Хорошее время читать»;
  • рабочую программу внеурочной деятельности «Планета друзей»;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Путь к Здоровью»

 

  1. Оценка результатов духовно-нравственного воспитания

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 

  1. Требования к педагогическим работникам

5.1. Педагоги в своей работе руководствуются настоящим Положением.

5.2. педагоги выполняют цели и задачи программ, через которые проводится духовно-нравственное воспитание

5.3. Педагоги ориентируются на интересы детей и семьи, ведут работу, используя формы, исключающие возможность нанесения вреда чести и достоинству детей и родителей.