Утверждено

приказом директора

МОБУ СОШ № 16

от 30.08.2016 г.

№ 02/102

Согласовано

Совет учащихся -

протокол № 1 от 02.09.2016 г.

Совет родителей  -

протокол №1 от 30.08.2016 г.

Принято

на педагогическом совете

МОБУ СОШ №16

Протокол №1

от 30.08.2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОМ ОРФОГРАФИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. № 273-ФЗ, должностных квалификационных характеристиках учителя, порядка организации проверки тетрадей и соблюдения преемственности в выполнении единого орфографического режима.

1.2. Положение о едином орфографическом режиме в МОБУ СОШ №16 (далее - школа) разработано с целью формирования общей культуры учащихся и работников школы.

1.3. Единый орфографический режим в школе – это единые требования к письменной речи учащихся и педагогических работников.

1.4. Ведение тетрадей по всем предметам  (за исключением физической культуры и изобразительного искусства) учащимися школы с 1-го  по  11-й класс является обязательным.

1.5. В тетради оформляются письменные  работы  в классе и дома. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради: классная работа, домашняя работа, контрольная работа, творческая работа (сочинение, изложение, эссе, рецензия и т.д.), лабораторная работа, в соответствии с чем тетради делятся по назначению (рабочие тетради для классных и домашних работ, тетради для контрольных работ, тетради для творческих работ, тетради для лабораторных работ). Определены формат  тетрадей и их количество.

1.6. Учителя-предметники обязаны организовывать работу учащихся с тетрадями разного вида и проверять письменные работы согласно нормативам проверки тетрадей и письменных работ учащихся, отраженных в данном локальном акте.

1.7. Контроль над порядком ведения и проверкой тетрадей 2-9 классов осуществляет заместитель директора по УВР, согласно плану ВШК в соответствии с требованиями единого орфографического режима.

2. ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

2.1. Ученики должны иметь следующее количество тетрадей для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих контрольных письменных работ.

Предмет

Количество тетрадей для обучающихся

1 – 4 классов

Количество тетрадей для обучающихся

5 – 9 классов

Количество тетрадей для обучающихся  10-11  классов

Русский язык

Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ. Тетради в линейку.

Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для работ по развитию речи. Тетради в линейку.

Одна тетрадь рабочая, одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для работ по развитию речи. Тетради в линейку.

Литература

Одна тетрадь рабочая. Тетради в линейку.

Одна тетрадь рабочая. Тетради в линейку.

Одна тетрадь рабочая, одна тетрадь для творческих работ

Тетради в линейку.

Окружающий мир

Математика

Алгебра

Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ.

Тетради в клетку.

Две рабочие тетради (5-6 классы тонкие), одна тетрадь для контрольных работ.

Тетради в клетку.

Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ Тетради в клетку

Геометрия

-

Две рабочие тетради (5-6 классы тонкие), одна тетрадь для контрольных работ. Тетради в клетку.

Две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ Тетради в клетку

Иностранный язык

Две рабочие  тетради в линейку,  словарь (общая тетрадь), тетрадь для контрольных работ (тонкая)

Две рабочие  тетради в линейку,  словарь (общая тетрадь), тетрадь для контрольных работ (тонкая)

Две рабочие  тетради в линейку,  словарь (общая тетрадь), тетрадь для контрольных работ (тонкая)

Физика

Одна  общая рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для  практических работ. Тетради в клетку.

Одна  общая рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для лабораторных и практических работ. Тетради в клетку

Химия

Одна общая рабочая тетрадь (32-48 листов), одна тетрадь для контрольных работ, одна тетрадь для лабораторных и практических работ, тетрадь для домашних работ (12-18 листов). Все тетради в клетку.

Одна общая рабочая тетрадь, одна тонкая тетрадь для контрольных  и практических работ, Все тетради в клетку.

информатика

Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ. Тетради в клетку.

Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ. Тетради в клетку.

Биология,

Одна общая рабочая тетрадь, одна тонкая тетрадь для контрольных работ. Лабораторные работы выполняются в рабочих тетрадях. Тетради в клетку.

Одна общая рабочая тетрадь, одна тонкая тетрадь для контрольных работ. Тетради в клетку.

География

Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ. Тетради в клетку.

Контурные карты

Одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ. Тетради в клетку.

Контурные карты

История, обществознание, КН РС(Я), ОРКСЭ

Одна рабочая тетрадь в клетку.

Одна общая рабочая тетрадь, а также тетрадь для прочих видов работ (лабораторные, практические, контрольные)

технология, ОБЖ, ОВС, музыка

Одна рабочая тетрадь по музыке

Одна рабочая тетрадь

Одна рабочая тетрадь

2.2. В тетрадях  учащимися ведутся записи согласно требованиям учителя систематически, аккуратно, соблюдая единый орфографический режим.

2.3. Предусматриваются следующие  типы письменных работ в тетради:

- Классная работа

- Домашняя работа

- Контрольная работа

- Творческая работа  (формы: сочинение, изложение, эссе, рецензия  и т.д.)

- Лабораторная работа

- Практическая  работа

В соответствие с этим тетради  могут делиться по назначению:

- Рабочие тетради (для классных и домашних работ)

- Тетради для контрольных работ

- Тетради для творческих работ

- Тетради для лабораторных (практических) работ

2.4. Формат тетрадей  и их количество должно быть  оптимальным.

2.5. Титульный лист  тетради должен содержать информацию о предмете, типе тетради по

назначению, фамилию,  имя и класс учащегося.  Учащимся рекомендуется подписывать  тетрадь по следующему образцу:

Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика (цы) __ класса «А»

средней школы № _____

г. Якутска

Петровой Елены.

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика (цы) __ класса «А»

средней школы № _____

г. Якутска

Петровой Елены.

2.6. Во всех тетрадях  обязательно наличие полей  по внешнему краю страниц, ширина  – не менее 4  клеток.

2.7. Во всех  выполняемых  в тетради работах обязательно наличие даты:

- в тетрадях  по русскому языку и  литературе – прописью по центру

- в тетрадях по иностранному  языку – прописью на соответствующем языке

- в тетрадях по остальным предметам  – цифрами на полях.

2.8. Выполняемая в  тетради работа должна иметь заголовок: вид  работы или тема урока

(контрольные и лабораторные  работы идут обязательно с указанием номера в 5-11 классах).

2.9. Текст  в тетрадях должен  быть разделён на абзацы по  смыслу. Между  работами должен оставаться промежуток не менее чем четыре клетки или две  строки.   Между столбиками примеров пропускается 3 клетки.

2.10. Основной текст  пишется только синей пастой.  Для  выделений текста и подчёркиваний используется простой карандаш и линейка.  Однако,  допустимо использование по указанию или разрешению учителя пасты других цветов (кроме красного) и цветные карандаши.   Допустимо использование выделительных  маркеров, оставляющих след  на обратной стороне листа.

2.11. В тетрадях  иллюстрации делаются по мере  необходимости по указанию или разрешению учителя. Рисунки, иллюстрирующие  содержание  задачи выполняются в тетради

- по геометрии – слева от условия задачи

- по  физике, химии  – справа от условия задачи.

2.12.  Ошибка,  допущенная учащимся, аккуратно зачёркивается карандашом или ручкой один  раз и сверху или рядом  пишется другой вариант ответа.

Недопустимо:

- использование корректора,

- заключение  ошибки в знак скобки,

- перечёркивание ошибки несколько раз.

2.13. Работа над ошибками в 1-4 классах  проводится  ежедневно  в тетрадях для текущих работ, в тетрадях для контрольных работ после выполнения контрольной работы. В 5-11 классах на следующем уроке после контрольной работы в тетрадях для контрольных работ.

2.14. Кроме вышеизложенного, единый орфографический режим начальных классов имеет следующие особенности:

- Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе фронтально или индивидуально. Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях.  Образцы букв в 1-2 классе прописывает учитель, в 3-4 классах они прописываются выборочно с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объём работы: 1-2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2 строки во 2 классе, 2-3 строки в 3-4 классе. Также необходимо прописывать индивидуально образцы  и в тетрадях для работ по математике.

- Запись даты написания по русскому языку ведётся по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем. По окончании периода обучения  грамоте и до окончания первого класса записывается число цифрами и полное название месяца, прописью – со второго класса.

Например: 1 декабря.

Например: Первое декабря.

Устанавливается следующий пропуск клеток и линий в тетрадях:

· по математике  - начинать писать, отступив 1 полную клетку сверху, от корешка тетради и от полей  - 2 клетки, между разными видами работ пропускать 2 клетки, между домашней и классной - 4 клетки, между номером задания и его выполнением  - 1 клетка;

· между столбиками выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой;

· по русскому языку - строки внутри одной работы не пропускаются, между домашней и классной работой оставляют 2 строки;

3. РЕЖИМ И ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ТЕТРАДЕЙ УЧАЩИХСЯ  УЧИТЕЛЯМИ -  ПРЕДМЕТНИКАМИ

3.1. Учителя предметники обязаны регулярно  осуществлять проверку тетрадей с целью

установить:

- наличие работ;

- качество  выполняемых заданий, подлежащих оцениванию,

- ошибки,   допускаемые учащимся, для принятия  мер по устранению ошибок.

3.2. Периодичность  и сроки проверки тетрадей  должны быть оптимальными для эффективной организации процесса обучения.

Рабочие  тетради.  Срок проверки: не позднее чем через урок.

Класс/предмет

1-5

6-7

8

9

10-11

Русский язык

Каждый урок

домашние и

классные

работы

1-е пол.  6 кл.

Каждую

дом. работу

Не реже двух

раз в месяц

(после  каждого

урока у слабых

учащихся.

У сильных –

Наиболее

значимые по

важности)

Не реже двух

раз в месяц

(после каждого

урока у  слабых

учащихся.

У сильных –

Наиболее

значимые по

своей

важности )

Не реже двух

раз в месяц

(после каждого

урока у  слабых

учащихся.

У сильных –

Наиболее

значимые по

своей

важности )

Не реже двух

раз в месяц

(после

Каждого

урока у

слабых

учащихся.

У сильных –

Наиболее

значимые по

своей

важности )

литература

Не менее раза в месяц

Математика

Алгебра

Геометрия

Каждый урок

домашние или

классные

работы

1-е пол.6 кл.

Каждую

дом. работу

4 раза в  неделю

Домашние  или

классные по

усмотрению

учителя

2 раза в  неделю

домашние  или

классные по

усмотрению

учителя

2 раза в  неделю

домашние  или

классные по

усмотрению

учителя

не менее 1

раза в месяц

домашние

или классные

по

усмотрению

учителя

Иностранный язык

Каждый урок

домашние или

классные по

усмотрению

учителя

1 раз в неделю

домашние  или

классные по

усмотрению

учителя

Не менее 1 раза

в месяц

домашние или

классные по

усмотрению

учителя

Не менее 1 раза

в месяц

домашние или

классные по

усмотрению

учителя

Не менее 1 раза

в месяц

домашние или

классные по

усмотрению

учителя

История

Не менее одного раза в месяц,

Кроме того проверяется работа с контурными картами

Обществознание

Не менее одного раза в месяц

География

Не менее одного раза в месяц,

проверяется работа с контурными картами

Биология

Не менее одного раза в месяц

Физика

Не менее одного раза в месяц

Химия

Не менее одного раза в месяц

Черчение

Не менее одного раза в месяц

Информатика

Не менее одного раза в месяц

3.3.Тетради для  контрольных работ проверяются по мере проведения работ, предусмотренных тематическим планированием, к следующему уроку.

3.4.Тетради  для творческих, лабораторных и практических работ  проверяются по мере проведения работ, предусмотренных тематическим планированием, к следующему уроку.

3.5. При проверке  учитель помечает ошибки,  делает  поясняющие пометки, выставляет  отметки.

3.6. Все учителя-предметники  должны помечать грамматические  ошибки, но  наличие этих ошибок не должно напрямую влиять на отметку  за работу по данному предмету.

3.7. Учитель  помечает ошибки следующим образом:

подчёркивает ошибку,

подписывает правильный ответ,

выносит поясняющие пометки на  поля (для учителей-словесников) :

V – галочка - пунктуационная ошибка,

I – палочка - орфографическая ошибка,

Г – грамматические ошибки,

Z – зет - оформление нового абзаца,

Ф – эф - фактическая ошибка,

С- эс - стилистическая ошибка

Л-эл - логическая ошибка

Р – эр - речевая ошибка.

Примечание: в контрольных  работах по русскому  языку  и литературе ошибки только подчёркиваются, по математике (алгебре, геометрии) – в 5-8 классах подчеркивается, а  в 9-11 указывается на наличие ошибки в решении  знаком «-» но сама ошибка не подчеркивается.

 

3.8. Отметка за работу  выставляется согласно критериям оценки  для данного типа работ, которые должны  быть  доведены заранее до сведения учащихся.