Принято на педагогическом совете

Протокол №1 от 30.08.2013г.

Утверждено приказом директора

МОБУ СОШ № 16

от 31.08.2013г.  № 02/64

Положение

о  психолого-медико-педагогическом консилиуме МОБУ СОШ № 16

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение определяет деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) МОБУ СОШ №16 (Школа)  как подразделение психологической службы Школы в качестве ее звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями.

1.2. ПМПк представляет собой объединение специалистов Школы, организуемое при необходимости комплексного диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в данном образовательном учреждении в связи с отклонениями в развитии.

1.3. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участие в работе консилиума.

1.4. Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ "Об образовании" и Положением ПМПк.

1.5.  Порядок учреждения, реорганизации, закрытия, условия материально-технического

Консилиума, а также контроля за его работой определяется приказом директора Школы.

2.  Цели и задачи психолого-медико-педагогического консилиума.

2.1. Целью ПМПк является определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания учащихся в соответствии с их образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.

2.2.  В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

· Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей.

· Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка.

· Разработка рекомендаций администрации, учителю, родителям для создания условий, обеспечивающих индивидуальный подход в процессе коррекционно-развивающего обучения ребенка и его психолого-педагогического сопровождения.

· Отслеживание динамики развития ребенка и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.

· Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов и организация психологически адекватной образовательной среды.

· Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности.

· При возникновении трудностей диагностики, конфликтной ситуации, а также отсутствии положительной динамики в процессе реализаций рекомендаций ПМПк направление ребенка в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) городского уровня.

3. Организация деятельности и состав ПМПк.

3.1.  ПМПк утверждается приказом директора Школы.

3.2. В состав ПМПк входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель (классный руководитель), учитель с большим опытом работы, педагог-психолог, социальный педагог, медработник.

3.3. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями - районными или городскими ПМПК.

3.4.  В диагностически сложных  или конфликтных случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения.

3.5.  Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть получено согласие на обследование родителей (законных представителей).

При несогласии родителей (законных представителей) специалистами ПМПк должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех случаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением.

3.6. Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требований профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность заключения.

3.7.    Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости - присутствии родителей (законных представителей).

3.8.     На ПМПк представляются следующие документы:

·         свидетельство о рождении;

·         подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда   (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка);

·         педагогическое представление (характеристика);

письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

3.10.   Результаты обследования протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости - по профориентации и трудоустройству, а также социально и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

3.11.    В ПМПк ведется следующая документация :

·         журнал предварительной записи детей на ПМПк ( приложение №1);

·         журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов (согласно приложению N 2);

·         карта развития ребенка краткими, обобщенными заключениями специалистов (протокол), окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом / вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов (согласно приложениям N 4, 5, 7);

·         список специалистов ПМПк (согласно приказу директора МОБУ СОШ № 16);

·         график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

·         списки классов (групп) коррекционно - развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк;

·         нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк.

3.12. Дети, направленные на обследование в ПМПк, а также все ученики классов, обучающихся по адаптированным образовательным программам находятся под наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода обучения в данном образовательном учреждении. Все изменения формы  или вида обучения фиксируются в карте развития ребенка.

3.13. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно - развивающем, ином специальном обучении.

4. Подготовка и проведение ПМПк.

4.1.   ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

4.2. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии. Не реже одного раза в четверть проводятся плановые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической  диагностико-коррекционной помощи.

4.3.   Деятельность плановых консилиумов направлена:

· на анализ процесса выявления детей "группы риска", ее количественный и качественный состав (учащихся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);

· определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в  данных образовательных условиях;

· принятие согласованного решения по определению специального (коррекционного, компенсирующего) образовательного маршрута ребенка;

· профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

4.4.   Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь, учителей и воспитате6лей), непосредственно работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачами внепланового консилиума являются:

· решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

· внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

4.5.   В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (законными представителями) и, при отсутствии возражений с их стороны, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком плановых ПМПк).

4.6.   ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с родителями (законными представителями).

4.7.   ПМПк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие - заместителем председателя, назначаемым председателем или руководителем ОУ.

4.8.  В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время его обследования с учетом возрастной и психофизической нагрузки.

4.9.    Каждый специалист ПМПк составляет по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.

4.10.  На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и выходящий с инициативой повторных обсуждений на ПМПк динамики развития ребенка.

4.11.  Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок.

4.12. Ведущий специалист докладывает свое заключение по ребенку на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвовавший в обследовании и/или коррекционно-развивающей работе, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Последовательность представлений специалистов определяется председателем ПМПк. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

4.13.   Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

4.14.   Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития вносятся сведения об изменениях в состоянии ребенка в процессе реализации рекомендаций и составляются краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в рекомендации.

4.15.    При направлении ребенка в районную или городскую ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающим ребенка вместе с родителям

Приложение №1

Журнал предварительной записи на ПМПк

п/п

Дата,

время

Ф.И.О.

ребенка

Дата рожд.

(число, мес., год)

Пол

Инициа-

тор об-

ращения

Повод

обра-

щения

График кон-

сультирования

специалистами

Приложение № 2

Журнал регистрации психолого-медико-педагогических

консилиумов школы (ДОУ) №____

Протокол №____от «_____»____________200__ г. заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ОУ №______

п/п

Ф.И.О.

Дата

рождения

Класс

Диагноз

Рекомендации

Примеча-

ние

Приложение № 3

(для классов, обучающихся по адаптированной программе)

Выписка из протокола №_____

Психолого-медико-педагогического консилиума

МОБУ СОШ № 16 от «_____»__________200__ г.

1. Ф.И.О._____________________________________________________________________

2. Год рождения_______________________________________________________________

3. Класс______________________________________________________________________

4. Краткий анамнез____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Заключение ПМПк__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендовано:_______________________________________________________________

Подписи:

Председатель ПМПк___________________/__________________/

Врач_________________________________/__________________/

Учитель-логопед_______________________/__________________/

Педагог-психолог______________________/__________________/

Приложение №4

Протокол первичного обследования ПМПк МОБУ СОШ №16

1. Ф.И.О._____________________________________________________________________

2.Год рождения________________________________________________________________

3. Класс______________

4. Дата обследования_______________________

5. До поступления в школу посещал: ДОУ (массовый, спец., реч.)_____________________

6.Характер проблем, имеющихся у ребенка________________________________________

7. Сведения о социальном статусе семьи:__________________________________________

7.1. Состав семьи: полная / неполная/__________________________________________

7.2. Фактически воспитанием занимается_______________________________________

7.3. Количество детей_________________

7.4. Родители работают: мать___________________отец__________________________

7.5. Социальный статус семьи: благополучная (да, нет)___________________________

7.6. Наличие инвалидности (есть, нет, оформляется):

- у ребенка________________________________________________________________

- у родителей______________________________________________________________

8. Результаты психологического обследования:

8.1. Круг представлений об окружающем мире__________________________________

8.2. Временные представления________________________________________________

8.3. Легко ли вступает в контакт, понимает ли обращенную речь___________________

__________________________________________________________________________

8.4. Понимает ли содержание текста:

- сюжетной картинки________________________________________________________

- причинно-следственные связи_______________________________________________

8.5. Особенности внимания:

- устойчивость______________________________________________________________

- целенаправленность________________________________________________________

- переключаемость__________________________________________________________

8.6. Особенности памяти:

- объем произвольной памяти_________________________________________________

- быстрота запоминания______________________________________________________

- качество воспроизведения___________________________________________________

8.7 Особенности мышления:

- классификация____________________________________________________________

- обобщение________________________________________________________________

- сравнение_________________________________________________________________

- аналитико-синтетическая деятельность________________________________________

- понимание отвлеченного смысла_____________________________________________

9. Результаты педагогического обследования:

9.1. Родной язык ребенка_____________________________________________________

9.2. Данные логопедического обследования_____________________________________

__________________________________________________________________________

9.3. Знания и навыки по программному материалу:

- математика_______________________________________________________________

- чтение___________________________________________________________________

- русский язык_____________________________________________________________

- другие предметы__________________________________________________________

9.4. Отношение к обучению___________________________________________________

9.5. Усидчивость, работоспособность__________________________________________

9.6. Социально-бытовая адаптация и установки__________________________________

9.7. Особенности поведения__________________________________________________

10. Рекомендации:_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Общее заключение:

_____________________________________________________________________________

Подписи:

Председатель ПМПк_______________________________/___________________/

Врач_____________________________________________/___________________/

Учитель-логопед___________________________________/___________________/

Учитель__________________________________________/___________________/

Педагог-психолог__________________________________/___________________/

Секретарь________________________________________/___________________/

Приложение 5

Дневник динамического наблюдения

Наблюдения

Уровень развития

1 – я

четверть

2 – я

четверть

3 – я

четверть

4 – я

четверть

1

2

3

4

5

Психологическое наблюдение

(по методике определения готовности детей к школе)

1. Понятийное логическое мышление

2. Понятийное образное мышление

3. Скорость переработки информации

4. Внимательность

5. Кратковременная речевая память

6. Кратковременная зрительная память

7. Настроение

Логопедическое наблюдение

1.Звукопроизношение

2. Фонематическое восприятие

3. Лексика

4. Грамматика

5. Связная речь

Педагогическое наблюдение

1. Сформированность учебных навыков:

- математика

- чтение

- письмо

2. Сформированность школьно – значимых умений:

- умение планировать свою деятельность

- способность понять и принять инструкцию

Приложение  № 6

Документы, необходимые для направления ребенка в ПМПК:

1. Общие сведения о ребенке:

· Ф.И.О;

· Дата рождения;

· Домашний адрес;

· Вид и номер школы (общеобразовательная или специальная);

· Класс (с углубленным изучением предметов, компенсирующий, выравнивания).

2. Цель обращения в ПМПК (трудности в обучении, общении, поведении).

3. Школьный анамнез:

· С какого возраста начал школьное обучение и по какой программе;

· Дублировал ли программу классов (если да, то по какой причине: болезнь, необоснованные пропуски занятий, трудности в усвоении программы и др.);

· Был ли перевод на программу более высокого ( низкого ) уровня;

· С какого времени обучается в данном учреждении.

4. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям  программы:

· Математика;

· Чтение;

· Русский язык;

· Другие предметы.

5. Характеристика обучаемости:

· Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала;

· Чем вызваны: особенностями внимания, памяти, работоспособности, темпа учебной деятельности и др;

· Степень оказания учителем помощи при выполнении тех или иных учебных заданий;

· Уровень восприятия ребенком предлагаемой помощи:

- словесно – логический;

- наглядно – образный;

- наглядно – действенный.

6. Логопедическое заключение.

7. Общие выводы и впечатления о ребенке.

Дата

Подпись

Приложение № 7

Заключение

психолого-медико-педагогического консилиума МОБУ СОШ № 16

Фамилия и имя ребенка____________________________Дата рождения_______________

Дата обследования_________________Школа, класс (д/с, группа)_____________________

Домашний адрес______________________________________Телефон_________________

Состав семьи__________________________________________________________________

Сведения о родителях:

мать_________________________________________________________________________

отец_________________________________________________________________________

Наследственность_____________________________________________________________

Причины направления на ПМПк

мнение родителей_____________________________________________________________

мнение учителя

(воспитателя)_________________________________________________________________

Приложения (отметить наличие):

1. Педагогическая характеристика.

2. Психологическое представление.

3. Логопедическое представление.

4. Медицинское представление.

Заключение __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рекомендации:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Председатель ПМПк____________________________________

Члены ПМПк (должность, подпись):

____________________________________

____________________________________

М.П.                          _____________________________________

Приложение №8

Договор

между образовательным учреждением (в лице руководителя)

образовательного учреждения) и родителями (законными

представителями) учащегося МОБУ СОШ № 16

об его психолого-медико-педагогическом обследовании  и сопровождении

Директор МОБУ СОШ № 16  Н.А.Ким

М.П.

Подпись_______________

М.П.

Родители (законные представители)

учащегося МОБУ СОШ № 16

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

(указать Ф.И.О. ребенка и родителей

(законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными)

Согласен / не согласен

(нужное подчеркнуть)

Подпись__________________

Информирует родителей (законных представителей) учащегося МОБУ СОШ № 16об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк

Выражает согласие  /несогласие на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение  учащегося в  соответствии с показаниями в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.