Принято на педагогическом

совете школы

протокол № 1  от 27 августа 2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ 02/68 от 28.08.2014г.

Директор  МОБУ  СОШ  № 16

________________  Н.А. Ким

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле в МОБУ СОШ № 16

1. Общие положения

1.1.Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (далее - ВШК) в МОБУ СОШ №16  г. Якутска.

1.2. Под внутришкольным контролем понимается проведение администрацией школы мониторинга, осуществляемого в порядке руководства и контроля над соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов всех уровней в области образования.

1.3. Задачи ВШК:

- контроль исполнения законодательства Российской Федерации и РС (Я)  в области образования, других нормативных документов, приказов Управления образования и решений педагогического совета школы;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников;

- оказание методической помощи педагогическим работникам;

- выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

- мониторинг образовательной деятельности школы.

1.4. Содержание контроля:

- выполнение Законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)  «Об образовании»;

- эффективное использование методического обеспечения в образовательном процессе;

- реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков;

- ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);

- уровень знаний, умений и навыков учащихся, качество знаний;

- соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы, исполнение принятых коллективных решений;

- соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;

- работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;

- реализация воспитательных программ, их результативность;

- охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;

- выполнение санитарно-гигиенических требований и правил;

- другие вопросы в рамках функциональных обязанностей контролирующего лица.

1.5. Методы контроля:

- анкетирование;

- тестирование;

- различные виды опроса (социологический, письменный, устный);

- изучение документации;

- беседа;

- хронометраж и др.

1.6. Организация ВШК состоит из следующих этапов:

- определение цели контроля;

- объект контроля;

- составление плана проверки;

- информирование участников проверки;

- проведение самой проверки;

- констатация фактического состояния дел и объективная оценка этого состояния;

- выводы, вытекающие из оценки;

- рекомендации по совершенствованию УВП или устранению недостатков;

- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

1.7. ВШК осуществляет администрация школы или созданная для этих целей комиссия. Продолжительность проверок по вопросам ВШК не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.

1.8. Проверяющие лица имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

1.9. Основания для проведения контроля:

- заявление педагогического работника на аттестацию;

- плановый контроль;

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

2. Структура внутришкольного контроля.

2.1. Виды ВШК (по содержанию):

- тематический контроль (тематически-обобщающий, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, персональный) – глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, методического объединения, одного учителя или классного руководителя;

- фронтальный контроль – глубокая всесторонняя проверка деятельности учителя или части педагогического коллектива по целому ряду аспектов.

2.2. Формы ВШК:

- персональный контроль (при тематическом и фронтальном видах контроля) – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке для того, чтобы оценить качество выполнения учителем своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать методическую помощь;

- классно-обобщающий контроль – изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту;

- предметно-обобщающий контроль – проверка качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями (применяется в случаях отклонения результатов успеваемости от запланированных по определенному предмету);

- тематически-обобщающий контроль – изучение одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам (формирование общеучебных умений и навыков обучающихся, развитие познавательных интересов школьников и т.п.);

- оперативный контроль – посещение уроков, воспитательных мероприятий в связи с создавшейся ситуацией (просьба учителя, настораживающее поведение школьников, низкий уровень ЗУН, обращение родителей и т.д.);

- заключительный контроль – по результатам государственной итоговой аттестации;

- административный контроль – вопросы рассматриваются на административном совещании при директоре;

- взаимоконтроль – является наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации, может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус (руководители МО);

- самоконтроль – проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности;

- общественный контроль – контроль по изучению общественного мнения о школе, оценка образовательного учреждения родителями и общественностью;

- ученический контроль – это изучение мнения выпускников о школе, выявление их уровня удовлетворенности полученным образованием.

3. Результаты внутришкольного контроля

3.1. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указаны:

- цель проверки;

- сроки;

- какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.);

- что выявлено;

- выводы;

- рекомендации и предложения;

- где подведены итоги проверки (заседание методического объединения, педагогический совет, совещание при директоре, индивидуально и т.д.).

3.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

- обратиться в профком или в Управляющий совет школы при несогласии с результатами контроля.

3.3. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, малые педагогические советы, административные совещания или совещания при заместителях директора. Результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.

3.4. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;

- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

- о поощрении работников;

- иные решения в пределах своей компетенции.