Принято на заседании

Утверждено приказом директора

Педагогического совета

МОБУ СОШ № 16

протокол №1 от 27.08.2014г.

от 28.08.2014г. № 02/68

 

Положение

о классном руководителе МОБУ СОШ № 16

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом МОБУ СОШ №16 (далее – Школа) и регламентирует деятельность классного руководителя.

1.2. Возложение на педагогического работника обязанностей по выполнению функций классного руководителя классного ученического коллектива осуществляется приказом директора Школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

За выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное вознаграждение, размер которого определяется Положением об оплате труда и Положением о распределении стимулирующих выплат работникам Школы.

1.3. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный руководитель – профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка в урочное и внеурочное время и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения, в целях духовно-нравственного развития обучающихся класса.

1.4. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а так же решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами Школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами директора, настоящим положением), трудовым договором.

1.5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией и органами государственно-общественного управления Школы, органами ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования, педагогами, организующими и осуществляющими внеурочную деятельность, представителями общественности, заинтересованными в воспитании и социализации учащихся.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава и плана работы Школы, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода к учащимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом Школы, ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

¾ защита прав и интересов учащихся;

¾ обеспечение условий для нравственного и психического здоровья учащихся класса, формирование у них здорового образа жизни;

¾ создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

¾ организация социально значимой, творческой деятельности учащихся;

¾ формирование и развитие коллектива класса, поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

¾ организация системы гуманистических отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работниками;

¾ организация системной работы с учащимися класса по достижению ими личностных и метапредметных результатов, становления личностных характеристик выпускника, в том числе координация усилий всех социальных партнеров классного коллектива, педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое, социально-психологического и медико-социального сопровождение;

¾ взаимодействие с родителями (законными представителями) ребенка с целью обеспечения задач воспитания и социализации;

¾ изучение образовательных потребностей и интересов учащихся и запросов родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности;

¾ мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

¾ организация деятельности учащихся по ведению портфеля достижений.

3. Функции классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:

¾ изучении индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов учащихся, становления их личностных характеристик;

¾ выявление динамики развития личностных характеристик учащегося, достижения им личностных планируемых результатов;

¾ выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;

¾ изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;

¾ изучении и анализе влияния малого социума на учащихся класса;

¾ прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

¾ построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе Школы в целом;

3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

¾ координации учебной деятельности каждого учащегося и всего класса в целом;

¾ координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности учащихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления, реализации проектной деятельности;

¾ организации взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, педагогами внеурочной деятельности, педагогом-организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся и достижения личностных и метапредметных планируемых результатов;

¾ содействии обучающимся в выборе и участии во внеурочной деятельности, в том числе дополнительном образовании посредством включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы) как в Школе, так и в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта;

¾ участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях и др. форм;

¾ координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

¾ организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в Школе;

¾ изучении образовательных потребностей и интересов учащихся и запросов родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности

¾ заботе о физическом и психическом здоровье учащихся, используя информацию медицинского работника Школы и родителей, здоровьесберегающие технологии;

¾ ведении документации классного руководителя и электронного классного журнала.

3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся:

¾ в развитии и регулировании межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми;

¾ в оказании помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу;

¾ в содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка;

¾ в оказании помощи учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом;

¾ в информировании учащихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

3.4. Контрольная функция, выражающаяся:

¾ в контроле успеваемости каждого учащегося;

¾ в контроле посещаемости учебных занятий учащимися;

¾ в контроле самочувствия учащихся.

4. Обязанности классного руководителя

Классный руководитель обязан:

4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников (развития личностных планируемых результатов).

4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов; обеспечивать участие во внеурочной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся, условий их жизнедеятельности в семье и Школе.

4.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию Школы.

4.4. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.

4.5. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту учащихся.

4.6. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

4.7. Пропагандировать здоровый образ жизни.

4.8. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.

4.9. Контролировать посещение учебных и внеурочных занятий учащимися своего класса.

4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в Школе.

4.12. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные мероприятия с классом.

4.13. Вести документацию по классу (личные дела, классный журнал) и по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

4.14. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных руководителей. Использовать современные образовательные технологии в организации воспитательного процесса с классным ученическим коллективом, в том числе ИКТ.

4.15. Готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе по требованию администрации Школы.

4.16. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, общешкольных мероприятий.

4.17. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.

5. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

5.1. Выносить на рассмотрение администрации, педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

5.2. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства Школы, а также органов самоуправления.

5.3. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.

5.4. Разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной деятельности учащихся.

5.5. На творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик воспитания в пределах программы воспитательной работы с классом.

5.6. Приглашать в Школу родителей (законных представителей) учащихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

5.7. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов планирования в Школе.

5.8. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

5.9. Обобщать и распространять опыт своей профессиональной деятельности.

5.10. На защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации, родителей, учащихся, других педагогов; имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

6. Организация деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя с классом и отдельными учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

6.1. Классный руководитель ежедневно:

¾ определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;

¾ организует и контролирует дежурство учащихся;

¾ организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

6.2. Классный руководитель еженедельно:

¾ проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;

¾ организует работу с родителями (по мере необходимости);

¾ проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по мере необходимости);

¾ проводит работу с педагогическими работниками, ведущими внеурочную деятельность в классе (по мере необходимости);

¾ анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.

6.3. Классный руководитель ежемесячно:

¾ посещает уроки в своем классе, внеурочные занятия, посещаемые учащимися класса;

¾ получает консультации у педагога-психолога и учителей-предметников;

¾ организует заседание родительского комитета класса;

¾ организует работу классного актива;

¾ организует работу учащихся с портфелем достижений;

¾ решает хозяйственные вопросы в классе.

6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:

¾ контролирует заполнение электронного классного журнала;

¾ участвует в работе методического объединения классных руководителей;

¾ проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности учащихся (развития личностных планируемых результатов);

¾ проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

¾ проводит классное родительское собрание;

¾ представляет отчеты по своему классу, запрашиваемые администрацией Школы;

6.5. Классный руководитель ежегодно:

¾ оформляет личные дела учащихся;

¾ анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года (развития личностных планируемых результатов);

¾ составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);

¾ собирает и предоставляет в администрацию статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

6.6. Воспитательные мероприятия для учащихся проводятся не менее двух в месяц (без классных часов).

6.7. Классные часы проводятся не менее двух раз в месяц.

6.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в два месяца.

6.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с учащимися:

¾ индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

¾ групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

¾ коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

7. Документация классного руководителя

Классный руководитель ведет следующую документацию:

¾ анализ и план воспитательной работы. Форма анализа и плана воспитательной работы определяется заместителем директора по ВР.

¾ план работы – сетка на каждую четверть (в план-сетку не включаются дела, не связанные с классным руководством);

¾ портфолио класса (содержание: социальный паспорт класса; результаты динамики развития личностных планируемых результатов учащихся (в том числе педагогического, социологического, психологического, физического исследования); протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний, разработки; сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов); материалы методической работы по классному руководству; отчеты, аналитические материалы и т.д.)

8. Критерии оценки работы классного руководителя

8.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают учащиеся в своем социальном развитии (уровень достижения личностных планируемых результатов).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с учащимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с учащимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом Школы, родителями (иными законными представителями) учащихся и общественностью (социальными партнерами) по воспитанию, обучению, творческому развитию детей).

8.2. Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается Педагогическим советом образовательного учреждения.

8.3. Администрация Школы включает в план внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности деятельности классного руководителя.